ГлавнаяПубликацииШаг навстречу (из опыта работы отделения детской реабилитации)


Шаг навстречу (из опыта работы отделения детской реабилитации)

article11.jpg

Автор: Фрицлер Ирина Викторовна
заведующий отделением реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями муниципального автономного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» г.Сосновоборска

 

Проблема возрастания детской инвалидности характерна в нашей стране не только для больших мегаполисов, но и для таких небольших городов, как Сосновоборск. Среди причин возрастания инвалидности среди детей можно назвать неблагоприятные климатические и экологические условия, вредные привычки родителей, нельзя исключать и фактор наследственности и другие.
При этом проблемы детей с ограниченными возможностями требуют компетентного решения, именно поэтому 21.12.2010г. на базе Комплексного центра социального обслуживания населения г.Сосновоборска было официально открыто отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями. Целью деятельности отделения является максимально полная адаптация ребенка, имеющего отклонения в физическом и умственном развитии, формирование положительного отношения к жизни, обществу, семье, укрепление психофизического здоровья, оказание всесторонней поддержки семьям в решении их проблем.
Особое значение отделение приобрело в связи с тем, что дети имеют возможность получить здесь комплексную реабилитацию в дневном отделении, которое является ключевым звеном в реабилитации детей с особенностями развития. Ежедневно отделение посещают 2 группы детей по 5 человек, также ребята могут посещать занятия с отдельными специалистами: психологом, логопедом, врачом-неврологом и другими. Кроме того, реабилитация ребенка продолжается и после завершение курса в отделении через сопровождение и психолого-педагогическую поддержку семьи.
В настоящее время в отделении работают 13 специалистов, которые, используя в своей деятельности междисциплинарный подход, позволяющий совместно с родителями всесторонне оценить состояние и возможности ребенка, разрабатывают и реализовывают индивидуальные программы реабилитации детей с ограниченными возможностями, а также работают с семьями, воспитывающими таких детей.
Среди основных заболеваний, которые являются показаниями к реабилитации в отделении, - болезни нервной системы (в том числе ДЦП), психические расстройства, генные и  хромосомные нарушения (врожденная косолапость, аномалии развития позвоночника, синдром Дауна, синдром Ангельмана и др.), порок сердца и другие. Широкий спектр заболеваний определяет необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку.
Основной задачей пребывания детей в отделении является социальная реабилитация, которая включает в себя мероприятия медицинского, психологического, педагогического, социально-бытового, а также досугового характера.
Основным акцентом в работе с детьми в нашем отделении является учет способностей, состояния и желания ребенка заниматься той или иной деятельностью. Важным для специалистов является то, что дети с желанием приходят в отделение, здесь нет строгого расписания занятий как в образовательном учреждении, и сами занятия проходят в форме игры, так как трудности и препятствия, возникающие из-за болезни ребенка, преодолеваются им гораздо эффективнее именно через игру.
На сегодняшний день необходимость обновления реабилитационных услуг для повышения качества обслуживания ощущается  все острее. При этом новые технологии и методики должны быть научно обоснованными, соответствующими запросам современного мира. Именно поэтому помимо традиционных форм работы, включающих индивидуальные и групповые занятия с детьми, комплекс реабилитационных мероприятий постоянно пополняется новыми технологиями и методиками.
Так, в комплекс медицинской реабилитации была включена работа по программе БОС.  Биоуправление - обучение человека  новой для него деятельности, новым  навыкам. Её  специфичность состоит в том, что обучаются системы организма, произвольно не контролируемые, и осуществляется это при помощи  специализированных технических средств. При реализации метода ФБУ происходит регистрация физиологических параметров организма и преобразование их в компьютере в сигналы обратной связи, которые человек воспринимает в виде звукового или зрительного ряда.  Таким образом, тренирующийся человек имеет редкую возможность увидеть или услышать сигналы, соответствующие состоянию функций его организма и отследить, какие изменения происходят в процессе выработки навыка саморегуляции. Программа  позволяет заниматься с детьми начиная с 4-х летнего возраста, 2-3 раза в неделю. Курс состоит из 10-12 до 20-25 занятий по 20-30 минут. Противопоказаниями к занятиям являются: острые заболевания, хронические в стадии обострения, эпилепсия, диафрагмальная грыжа, бронхиальная астма в стадии обострения, кожные заболевания, передающиеся контактно, умственная отсталость.
        Мероприятия социально-педагогической реабилитации развиваются благодаря внедрению таких технологий работы, как логоритмика, музыкотерапия.
Логопедическая ритмика – метод коррекционной работы при нарушении развития речи, а также других нарушениях. Связывая воедино слово, музыку и движение, логоритмика способствует всестороннему развитию ребенка.
Занятия по этой системе всегда веселые, разнообразные и увлекательные, поэтому очень нравятся детям даже со множественными нарушениями. К тому же методика предусматривает выполнение многих видов движений, которые развивают чувство ритма, музыкального слуха и памяти, активизируют речь, развивают мелкую и крупную моторику, эмоциональную сферу, внимание, наблюдательность.
С августа 2012г. в отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями внедряется в работу технология музыкотерапии, которая раннее не использовалась. А также начинает работу музыкальная студия, в которой занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме, когда дети объединяются на основе схожих способностей и музыкальных предпочтений. В данной студии ребята готовят творческие номера к праздникам, играют на музыкальных инструментах, что положительно сказывается на их развитии.
Среди широкого спектра заболеваний, с которыми дети приходят на реабилитацию, есть и такие, которые не позволяют родителям приводить своих ребят на занятия в центр. Поэтому в работу отделения была внедрена технология Домашнего визитирования, уже успевшая зарекомендовать себя как достаточно эффективная и перспективная.
 «Домашнее визитирование» - технология работы, которая позволяет включить в повседневную реабилитацию семьи, воспитывающие детей-инвалидов с множественными нарушениями, не способных посещать отделение реабилитации.
С сентября 2012года  данная технология начала свою работу в нашем отделении.  Для работы по данной программе были разработаны формы отчетов о работе с каждой семьей, договор с родителями, карта домашнего визитирования и др. Главным специалистом, работающим с семьей, является специалист по социальной работе, который посещает каждую семью 2 раза в неделю. На каждый месяц специалист составляет план работы с семьей, в котором прописаны задачи повседневной реабилитации на период. Начальным этапом работы является установление контакта с семьей, консультирование о программе домашнего визитирования, изучение потребностей семьи и ребенка и т.д. После включения в программу, начинается непосредственная работа по реабилитации. Специалист работает как с ребенком, так и с родителями. Важный акцент делается на том, чтобы научить родителей приемам и навыкам реабилитации своего ребенка (приучить к режиму, к регулярным занятиям, развитие мелкой моторики и другое). Помимо специалиста по социальной работе по мере необходимости семьи посещают другие специалисты отделения реабилитации: врач-педиатр, врач-невролог, логопед, инструктор по АФК, массажист и другие.
Правильно организованный досуг помогает детям познавать мир, знакомиться с новыми людьми, развивает в них чувство прекрасного, способствует приобретению позитивного социального опыта. Для организации досуга в нашем отделении проводятся утренники, выставки, спортивные состязания. Помимо этого ребята принимают участие в городских и краевых мероприятиях и акциях.
Каждый специалист по-разному презентует результаты своей работы: специалист дополнительного образования в форме выставок творческих работ детей, логопед – с помощью улучшения произношения звуков у воспитанников. Но для того, чтобы все желающие смогли в полной мере оценить и узнать о работе нашего отделения, в сентябре 2012 года был впервые проведен День открытых дверей. На Дне открытых дверей была организована выставка детских творческих работ, а также работ родителей; специалисты отделения представили для родителей мастер-классы, раскрывающие технологии работы с детьми-инвалидами, применяемые в работе отделения, которые родители могут использовать в работе со своими детьми самостоятельно в домашних условиях. После мастер-классов все желающие родители могли остаться на индивидуальные консультации со специалистами. Также была организована фотовыставка с мероприятий отделения.
Подобный формат работы был выбран отделением впервые, поэтому является в определенной степени инновационным, но уже показал свою состоятельность, так как при таком формате родители смогли подробнее узнать работе отделения, а также научиться новым технологиям работы со своими детьми. Состоятельность данного формата подтверждается и отзывами родителей, посетивших День открытых дверей:
«Я мама Софьи. Посетила мастер-класс по рисованию пальчиками. Очень понравилось. Желаю коллективу новых интересных идей, а также свершения всех планов. Спасибо Вам за Вашу работу!»
«Я бабушка Алины посетила мастер-класс по ЛФК. Тренер, Васильев Е.А., очень доходчиво объяснил пользу ЛФК в профилактике и лечении сколиоза в разных стадиях, показал простейшие упражнений. Большое спасибо за проделанную работу в лечении моей внучки.»

Комплексная реабилитация ребенка с ограниченными возможностями включает в себя также реабилитацию семьи, в которой он воспитывается. Фактически, реабилитация семьи является не менее важным фактором, чем реабилитация ребенка-инвалида, более того, эти понятия тесно связаны между собой. Поэтому работе с родителями в нашем отделении отводится большое значение, важным для специалистов представляется установление доверительных отношений с родителями для сотрудничества в интересах семьи и ребенка. Роль родителей возрастает и в связи с тем, что для развития ребенка очень важно закрепление полученных на занятиях со специалистами навыков и знаний, поэтому необходимо обучение родителей навыкам развития своего ребенка в домашних условиях.
Хорошие результаты дает работа с родителями в форме клубной деятельности. В отделении действует родительский клуб «Цветочек», мероприятия в котором не имеют единого формата. К работе с родителями привлекаются приглашенные специалисты из различных сфер (занятость, психология, обучение и т.д.), организуются творческие мастер-классы, психологические тренинги, вечера отдыха и т.д. Формат клубных встреч предполагает свободное общение между специалистами и родителями, а также родителей друг с другом, в ходе которого решаются такие задачи как установление дружеских контактов родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями, повышение родительской компетентности в вопросах воспитания детей, повышение уровня знаний родителей о формах, ме¬тодах и средствах полноценного общения с детьми. Так же клуб направлен на выгодное и приятное время препровождение, дает возможность отвлечься от повседневных проблем.
Также в нашем отделении действует широкая консультативная сеть. Родители могут получить консультацию психолога, воспитателя, музыкального руководителя и других специалистов по интересующим их вопросам.
Таким образом, в данной статье были освещены лишь отдельные аспекты работы нашего отделения. В настоящее время в качестве основных перспектив и задач своей работы мы видим повышение качества обслуживания через внедрение новых технологий и форм работы, таких как сенсорная комната, компьютерный класс, комната Монтессори и так далее, проведение систематических опросов среди родителей о качестве, доступности реабилитационных мероприятий, а также о желании родителей получать новые виды услуг.
В нашем отделении создаются условия для успешной реабилитации детей, ведь правильно организованное пространство работы с детьми помогает им  преодолевать трудности, возникающие у них в повседневной жизни, помогает создать условия для реализации способностей ребят, готовит их к жизни в большом мире.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!