краевое государственное автономное учреждение

социального обслуживания

"Комплексный центр социального обслуживания населения

"Сосновоборский"

ГлавнаяПубликацииНегативное влияние информационных технологий на психоэмоциональное развитие детей


Негативное влияние информационных технологий на психоэмоциональное развитие детей

article9.jpg

Развитие информационных технологий в последнее десятилетие, их стре­мительное проникновение в различные сферы жизни влияют на развитие лич­ности современного ребенка, значительно расширяют его образовательно-воспитательные возможности, систему коммуникации, досуга. Наряду с поло­жительным влиянием информационных технологий существует и негативное воздействие.

Ученые предупреждают, что жители третьего тысячелетия могут оказать­ся "пугающе ограниченными" людьми. С предупреждением об опасности чрез­мерного увлечения одним из самых важных приобретений человечества высту­пили 75 американских ученых, педагогов и общественных деятелей. Они ут­верждают, что компьютеры "несут серьезную угрозу здоровью детей" и могут быть причиной "долговременных нарушений в области психического, эмоцио­нального и интеллектуального развития" детей.
Как показало тестирование, ученики начальных классов школ США, ак­тивно использующие компьютер, оказались, по выражению педагогов, "пугаю­ще ограниченными" в способности создавать собственные визуальные образы или идеи. А потому, ученые призвали власти страны ввести "мораторий на дальнейшее расширение использования компьютеров в дошкольном и началь­ном школьном образовании. Деятели науки предлагают подготовить офи­циальный медицинский доклад с оценкой тех угроз, которые использование компьютеров в процессе обучения несет для физического и эмоционального развития детей.
Японские и английские врачи также бьют тревогу. Среди их пациентов увеличилось количество жалоб на нарушение функций памяти. Исследования, проведенные учеными одной из японских клиник среди пациентов в возрасте от 20 до 35 лет, показали, что нынешнее поколение, воспитанное на всевозможных устройствах "внешней памяти", теряет способность запоминать новое, вспоми­нать старое, а также выделять из огромного объема информации необходимые сведения.
По мнению врачей, такая деградация "компьютерного поколения" связана с распространением различных органайзеров и аналогичных им серверов в Ин­тернете, куда можно занести абсолютно всю информацию. Молодые люди от­выкают тренировать собственную память, потому что "внешняя память" всегда под рукой, из-за практически неограниченной емкости этих устройств теряют способность адекватно оценивать, какие сведения им действительно необходи­мы, а без каких можно и обойтись.
Отечественные врачи обратили внимание на возрастание зрительной нагрузки 32 у работающих за дисплеем уже довольно продолжительное время: 90 % пользователей компьютеров жалуются на жжение или боли в области глаз, чувство песка под веками, затуманивание зрения и др. Комплекс этих и ряда других характерных недомоганий с недавнего времени получил на­звание "компьютерный зрительный синдром". Предельно допустимый уровень зрительной нагрузки в значительной степени зависит от возраста пользователя, состояния его зрения, а также от интенсивности работы с монитором и органи­зации рабочего места. Сейчас уже с большой долей уверенности можно гово­рить о том, что никаких органических заболеваний глаз длительная работа с компьютером не вызывает. В тоже время есть все основания утверждать, что в результате такой работы очень велик риск появления (или прогрессирования уже имеющейся) близорукости.
Интернет и компьютерные игры способны настолько увлечь подростка, что у него появится стремление все больше и больше времени проводить за компьютером, при этом снижается его двигательная активность, реальный мир подменяется виртуальным, где он чувствует себя всемогущим. Обоснованным является и беспокойство родителей - компьютерные игры и Интернет могут стать носителями негативной и деструктивной информации для детей, оказать пагубное влияние на формирование личности ребенка.
Проблема кроется непосредственно в семьях. Работая дома с компьюте­ром, ребенок, как правило, предоставлен самому себе. Старшие чаще всего не обладают необходимыми навыками, чтобы ограничить его доступ к негативной информации в сети. Подростки быстрее своих родителей ориентируются в ас­сортименте рынка компьютерных игр и часто выбирают для себя именно те, которые и ведут к деструкции личности. А взрослые люди за недостатком вре­мени даже не удосуживаются поинтересоваться, чем же занято их чадо.
Отметим, что глобальная сеть Интернет, способна потенциально влиять на формирование моральных норм, отличных от принятых в социуме, она несет как практически неограниченные возможности развития, так и огромную дест­руктивную роль. Из «сети» можно почерпнуть, как значимую для образования, позитивную, познавательную информацию, так и жесткую информацию, раз­рушающую личность подростка (извращенные и ритуальные убийства, канни­бализм, реальные изнасилования), порнографию, призывы к расовой и этниче­ской вражде, насилию и т. д.
Известно, что в сети Интернет уже существуют неофициальные консуль­тации, оказывающие помощь тем, кто страдает от этого синдрома, созданы спе­циальные программы, ограничивающие время пребывания в сети. Описание данного феномена больше похоже на зависимость от алкоголя, азартных игр или наркотиков: сюда входят такие «симптомы», как толерантность к навигации в Интернете, появление психомоторного беспокойства, настойчивых раз­мышлений о происходящем в киберпространстве, сокращение участия в значи­мых видах общественной деятельности или полный отказ от нее.
Психологические аспекты механизма основаны на естественном стремле­нии человека избавиться от разного рода проблем и неприятностей, связанных с повседневной жизнью.
Виртуальные реальности еще не получили столь широкого распростране­ния, однако есть частные области, в которых остро стоит проблема „ухода" от реального мира в мир компьютерных игр или программ. Такими проблемными областями являются исследования изменений личности под влиянием инфор­мационных технологий — это: увлечение компьютерными играми, путешест­виями (навигацией) по компьютерным сетям и хакерство.
В более глобальном плане можно говорить о возможности аутизации (уход от реальности, синдром зависимости от компьютера и особенно от Ин­тернета). Сужается круг интересов, сокращается участие в значимых видах дея­тельности либо происходит полный отказ от нее.
Ю.Д. Бабаева и А.Е. Войскунский считают, что у детей, увлекающихся компьютерными технологиями, может возникнуть «сужение интересов за счет внимания лишь к новинкам информационных технологий, следования моде в этой области». Применение информационных технологий при конкретных дей­ствиях или видах деятельности может оказывать влияние на другие виды дея­тельности и даже на всю личность в целом . Войскунский А.Е. выска­зывает мнение, что специалистами преувеличено число страдающих Интернет-аддикцией, а за проявлениями зависимости от Интернета нередко скрываются иные психические отклонения.
Компьютерная зависимость (как и любая другая) - форма ухода от реаль­ности. Реальности, которая травмирует и которую сложно предсказать, где приходится строить отношения с разными людьми - и с симпатичными нам, и не очень. Реальность чревата конфликтами и разочарованиями, болезненными провалами и горькими потерями. Поэтому еще не научившемуся существовать во взрослом жестком мире подростку и кажется, что компьютер, виртуальная жизнь - идеальный выход .
Самая первая и главная причина возникновения компьютерной зависимо­сти - отсутствие навыков самоконтроля у ребенка. Став взрослым, он также будет не способен на саморегуляцию своих эмоций. Такой человек не умеет се­бя контролировать, ограничивать, «тормозить», он делает не думая, не может наметить перспективу, определить результат своего действия, просчитать си­туацию. Психологическая невозможность совладать с желанием насы­титься новой информацией, и есть компьютерная зависимость.
Среди психологических механизмов, лежащих в основе аддикции, выде­ляют «опыт потока» - особое состояние поглощенности деятельностью, при ко­тором ожидаемый результат этой деятельности отходит в сознании человека на задний план и само действие занимает все внимание. Это состояние сопровож­дается интенсивными положительными эмоциями. «Зацикливание» на процессе взаимодействия с компьютером, уход от действительности, «бегство» от нее в ирреальный виртуальный мир. Несмотря на то, что стремления, возникающие при компьютерной зависимости, изначально несут положительные аспекты, данный тип зависимости, как и любая другая аддикция, ведет к деградации личности, разложению социального статуса, потере собственного "Я", ухудше­нию психологического здоровья, возбуждению внутренних раздражителей, возникновению агрессии, замкнутости.
Мюррей К. полагает, что Интернет-зависимость можно рассматривать по аналогии с другими увлечениями, например, с жаждой путешествий или «гло­танием» книг. Уход в мир Интернета, с его точки зрения, является своеобраз­ным «испытанием» для развития личности. Такой уход может способствовать новому «появлению» в реальном мире, причем более значительному.
Вхождение современных информационных технологий в обиход средне­статистической российской семьи несет с собой новые проблемы: помимо сво­их прямых функций компьютерные игры, информационные сети, средства multimediaпрямо или косвенно могут влиять на увеличение агрессивности поведения. Неготовность сознания человека на пороге XXIвека к тому количест­ву всевозможной информации, которое обрушивают на него электронные СМИ в дополнение к традиционным телевидению, радио и прессе может привести и все чаще приводит к стрессам и снижению эмоциональной устойчивости.
СМИ и продукты индустрии электронных развлечений на современном этапе развития способны стимулировать как кратковременный рост агрессив­ности индивида, так и отреагирование неразрешенных внутренних конфликтов, которые не могут быть разрешены в реальном мире по причине возможной не­адекватной оценки со стороны социального окружения.
Искусственный или «виртуальный» мир, создаваемый электронными иг­рами и информационными сетями, включает в себя весь потенциал диапазона моральных эталонов, как в реальной жизни, однако если в реальной жизни «добро» и «зло» существуют в некоей растворенной форме, и не столь очевид­ны, то виртуальном мире они, чаще всего, встречаются в «чистом» виде. Это обусловливает неадекватность использования навыков, интернализируемых в личность подростка из мира виртуального, в мире реальном.
В период кризисных обострений в развитии общества наблюдается возрас­тание эмоциональной напряженности не только взрослых, но и детей, подрост­ков. Следствием этого являются разнообразные неврозы, эмоциональные от­клонения.
И.С. Кон доказывает, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. Для эмоциональной сферы подростков характерна психическая не­уравновешенность, резкие смены настроения, переходы от экзальтации к де­прессии и от депрессии к экзальтации, нарастание общего возбуждения и ос­лабление всех видов условного торможения. Подростки могут реагировать на слабые стимулы и не откликаться на сильные. У девочек наблюдается повы­шенная слезливость, обидчивость. У мальчиков - двигательная расторможенность.
В подростковом возрасте, как переходном периоде, нормой считается не который конформизм, экспансивность поведения детей. Вместе с тем, наблю­даются серьезные неспецифические поведенческие проявления такие, как по­вышенная агрессивность, тревожность, страхи.
В связи с появлением виртуальных реальностей встает вопрос о негатив­ных последствиях их распространения, связанный с тем, что "в этих системах человек может потерять ориентиры в мире, перестать понимать, что реально, а что иллюзорно". С другой стороны, Н.А. Носов подчеркивает, что компьютерные виртуальные реальности представляют собой более безопасный вариант символического опыта, чем измененные состояния сознания (интерес к которым сильно возрос в последнее время), достигаемые при помощи наркоти­ческих средств.
В отличие от взрослых, которые воспринимают эти игры как безобидное развлечение, позволяющее забыть о жизненных проблемах, дети, скорее, ищут в них источник повышенного риска, самоиспытания. Они дают им возможность почувствовать себя участниками острых коллизий. Многие дети одержимые желанием победить компьютер. Однако психологи предупреждают о "наркоти­зирующем", затягивающем влиянии подобных игр, о возможности агрессивно­го и безжалостного поведения ребенка под их воздействием. В Японии в Анг­лии у нескольких детей, которые с раннего детства чрезмерно увлекались ком­пьютерными играми, врачами был выявлен новый вид заболевания - синдром видеоигровой эпилепсии. Синдром, хотя и не приводит к угасанию умственных способностей ребенка, но способствует формированию у него таких типичных для эпилепсии негативных черт характера, как подозрительность, мнитель­ность, враждебно-агрессивное отношение к близким, импульсивность, вспыль­чивость. Из всего сказанного следует, что необходимо строго дозировать время компьютерных занятий и следить за их содержанием.
Регламенты продолжительности занятий, рекомендации по профилактике утомления, требования к обустройству компьютерных классов наряду с други­ми нормативами вошли в Санитарные нормы и правила (СанПиН) 2.2.2.542-96 "Гигиенические    требования    к    терминалам,    персональным    электронно-вычислительным машинам и организации работы". Соблюдение изложенных в этом документе требований позволит создать безопасные и комфортные усло­вия для работы детей и взрослых. Для снятия статического и нервно-эмоционального напряжения можно использовать обычные физические упраж­нения. Нашим детям предстоит жить в компьютеризированном обществе, по­этому их необходимо обучать не только азам компьютерной грамоты, но пра­вилам безопасного общения с ним. Задача педагога воспитать полезную при­вычку чередовать работу за компьютером с выполнением несложных упражне­ний, направленных на снятие утомления и профилактику близорукости.
Из работы С.А. Шапкина вытекает, что вероятность негативного развития личности под влиянием увлечения компьютерными играми следует считать сильно завышенной, а если негативный эффект и выражен, то чаще всего в сла­бой степени. Так, согласно наблюдениям, увлечение детей школьного возраста компьютерными играми изменяет имеющиеся у них предпочтения способов проведения досуга лишь на несколько недель, после чего дети возвращаются к привычным занятиям и прежним увлечениям.
Анкетирование позволило прояснить ряд аспектов: наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга ребенка; место компьютера в жизни ре­бенка; место телевидения в жизни ребенка; отношение родителей к свободному времени ребенка.
При анализе первого блока анкеты мы учитывали: возрастной и полороле-вой аспекты. Исследование показало, что процент детей, увлеченных чтением книг, посещением кружков, музеев, театров очень низок, что же касается увле­ченностью компьютерными играми, то, например, для мальчиков 12-13 лет это наиболее предпочитаемый вид деятельности. Для мальчиков 14-15 и 16-17 лет увлеченность компьютерными играми уменьшается в 2 раза и, скорее всего это связано с тем, что 9-й и 11-й классы - это выпускные классы, следовательно, можно сделать предположение о том, что интересы детей смещены в учебную деятельность. К 16-17 годам растет процент посещения подростками дискотек, клубов, это связано с тем, что ведущим видом деятельности подростков является эмоционально-личностное общение со сверстниками. Процент детей, посе­щающих различные клубы, секции, кружки также очень мал. Также мы видим, что процент посещения детьми выставок, музеев - нулевой, это говорит о низ­ком культурном уровне мальчиков в возрасте от 12 до 17 лет. Все выше сказан­ное позволяет сделать вывод о том, что в связи с компьютеризацией досуга вы­тесняются такие виды досуговой деятельности, как общение со сверстниками, чтение книг, посещение музеев, театров, секций, кружков. Также можно сде­лать вывод, что мальчики в возрасте 12-13 лет увлечены компьютерными игра­ми больше, чем мальчики в возрасте 14-15 и 16-17 лет.
Оказалось, что 45,2 % детей и подростков проводят за компьютером боль­шую часть своего свободного времени, а именно более 2 часов в день; 36,3 % -уделяют общению с компьютером не более 1 часа в день; 19,2 % - до 2 часов в день. Дети и подростки отдают предпочтение «общению» с компьютером, не­жели общению с друзьями или другим видам досуговой деятельности.
39,1 % детей и подростков считают, что компьютер оказывает влияние на их психическое и физическое здоровье. Однако совсем не малый процент детей и подростков, а именно, 27,2 % считают, что компьютер никакого влияние на их здоровье не оказывает; 19,4 % детей не задумывались над этим вопросом и 14,3 % детей затруднились ответить на этот вопрос. Следовательно, большин­ство детей и подростков все-таки подтверждают мнение многих исследований о том, что компьютер влияет на состояние, как психического, так и физического здоровья.
Мальчики 12-13 лет, которые участвовали в нашем исследовании, наибо­лее предпочитаемыми компьютерными играми называют: стратегии - 32,2 %; «стрелялки» - 26,1 %; 19,2 % - приключенческие игры, 14,3 % - квесты.
52,1 % мальчиков 14-15 лет нравится играть в приключенческие игры; 22,2 % - в «стрелялки»; 15,3 % - в стратегии и 11,6 % - в квесты.
Подростки 16-17 лет отдают свое предпочтение игре в стратегии - так от­ветило 42,2 % опрашиваемых; на втором месте - «стрелялки» - 32,1 %; 16,3 % -квесты и 10,8 %  - приключенческие игры. 54,2 % опрашиваемых детей и подростков представляют себе свою жизнь без компьютера; 27,1 % не представля­ют своей жизни без компьютера и 19,6 % детей затруднились ответить на этот вопрос. Как видим, компьютеризация отразилась в основном на структуре до­суга мальчиков - подростков. При этом характерно, что подобный разрыв в от­ношении к компьютеру сохраняется на протяжении всего подросткового пе­риода –и в 7, и в 9, и в 11 классах.
Таким образом, информационные технологии в стремительно изменяю­щемся мире становятся все более значимым фактором существования и разви­тия детей и подростков, когда складываются отношения с социальным окруже­нием. Современные информационные технологии существенно трансформиро­вали структуру их досуга, в особенности это касается мальчиков и девочек 12-13 лет, так как именно в этом возрасте дети увлечены компьютерными играми больше, чем в более старшем возрасте. В целом перестраивается информацион­ная среда, изменяются характеристики учебного процесса.
Исследование подтвердило, что детский организм в подростковом возрасте особенно уязвим, а неконтролируемое никем время пребывания у компьютеров, перегрузка яркой зрительной информацией, высокая эмоциональная вовлечен­ность ребенка в игру приводит к перевозбуждению нервной системы, наносит безусловный вред соматическому и психическому здоровью формирующейся личности. А в результате - повышенная утомляемость в интеллектуальной дея­тельности; нарушение способности к восприятию информации, уступающей по яркости и доступности компьютеру, потеря интереса к реальной жизни.
Комментарии (1)
обеспокоенный гражданин # 15 декабря 2016 в 14:37 0
спасибо за статью