ГлавнаяПубликацииМы приходим к Вам на помощь

article33.jpg

Проблема возрастания детской инвалидности характерна в нашей стране не только для больших мегаполисов, но и для таких небольших городов, как Сосновоборск.
На сегодняшний день необходимость обновления реабилитационных услуг для повышения качества обслуживания ощущается  все острее. При этом новые технологии и методики должны быть научно обоснованными, соответствующими запросам современного мира. Именно поэтому помимо традиционных форм работы, включающих индивидуальные и групповые занятия с детьми, комплекс реабилитационных мероприятий постоянно пополняется новыми технологиями и методиками.
С сентября 2012 года  в комплекс  реабилитации детей была включена программа домашнего визитирования, уже успевшая зарекомендовать себя как достаточно эффективная и перспективная, так как среди широкого спектра заболеваний, с которыми дети приходят на реабилитацию, есть и такие, которые не позволяют родителям приводить своих ребят на занятия в центр.
«Домашнее визитирование» - технология работы, которая позволяет включить в повседневную реабилитацию семьи, воспитывающие детей-инвалидов с множественными нарушениями, не способных посещать отделение реабилитации.
Цель домашнего визитирования - активное включение детей  с особыми образовательными потребностями и их семей в социальную жизнь для улучшения качества жизни семьи, а также создание благоприятных условий для развития личности ребенка.
Задачи программы:
•    оказание квалифицированной социально-педагогической  и социально-психологической помощи ребенку в привычных для него домашних условиях;
•    обучение родителей приемам ухода за ребенком и методическим приемам его развития;
•    включение родителей в процесс реабилитации ребенка.
Для работы по данной программе необходимы следующие документы: договор с родителями;  журнал регистрации услуг по программе домашнего визитирования; журнал учета консультаций по программе домашнего визитирования; карта домашнего визитирования; план индивидуальных занятий на дому; график реабилитационных мероприятий. В  ходе работы, пришли к выводу, что в связи с заболеваниями некоторых наших подопечных  (Синдром Ретта, ДЦП тяжелой степени, синдром Ангельмана)  план работы должен составляться на квартал, а не на месяц как было ранее. Позднее появилась оценка развития ребенка-инвалида.
Главным специалистом, работающим с семьей, является специалист по социальной работе, который посещает каждую семью 2 раза в неделю. Начальным этапом работы является установление контакта с семьей, консультирование о программе домашнего визитирования, изучение потребностей семьи и ребенка.  После включения в программу, начинается непосредственная работа: консилиум специалистов; составление индивидуального плана работы с семьей, в котором прописаны задачи повседневной реабилитации на период и график  реабилитации.
Специалист работает как с ребенком, так и с родителями. Важный акцент делается на том, чтобы научить родителей приемам и навыкам реабилитации своего ребенка (приучение к режиму, к регулярным занятиям, развитие хватательной функции руки, развитие мелкой моторики, стимуляция голосовых реакций, развитие практических действий с предметами, развитие устойчивости и длительности сосредоточения внимания, привитие навыков самообслуживания).
Во время домашнего визита родители являются активными участниками игрового взаимодействия, они не только наблюдают за тем, какие приёмы предъявления стимульного и развивающего материала специалист использует, а охотно включаются в работу.
Помимо специалиста по социальной работе по мере необходимости семьи посещают другие специалисты отделения реабилитации: врач-педиатр, врач-невролог, логопед, инструктор по АФК, массажист, педагог-психолог.
Для эффективной работы с ребенком большая часть занятий проходит под музыкальное сопровождение с использованием логоритмики Сергея и Екатерины  Железновых. Также специалист использует в работе шумовые музыкальные инструменты, шариковый пластилин, пальчиковые краски и др.
На сегодняшний день в программе участвуют 7 семей, 3 семьи уже 2ой год занимаются по данной программе, всего с момента внедрения в работу программы в ней участвовали 11 семей. Родители, воспитывающие детей со сложными сочетанными нарушениями в развитии, отметили высокий профессионализм специалистов, а также считают, что домашнее визитирование является необходимой социальной услугой, которая высоко эффективна, так как у детей отмечаются новые навыки и умения. За период реализации программы можно отметить положительную динамику в процессе работы с семьями: дети охотно идут на контакт, включаются в игровое взаимодействие, активно исследуют предложенный игровой материал, манипулируют им, выполняют простые просьбы педагогов. Для закрепления и отработки когнитивных, моторных навыков специалист оставляет игровой развивающий материал до следующего визита в семью.
Для более наглядного демонстрирования результатов работы по программе, обратимся к конкретным примерам:
 На начало курса реабилитации мальчик не ходил, сидел с опорой, навыками самообслуживания не владел. Диагноз ДЦП тяжелой степени. Мелкая моторика не развита. Двигательно расторможен, эмоциональный фон нестабилен. Работоспособность низкая. Понимание обращенной речи ограниченное, не разговаривал. Через 6 месяцев, ребенок стал более активным, работоспособность незначительно увеличилась, стал понимать простые инструкции (дай, держи, отпусти). Улучшился захват руки. Начал произносить отдельные звуки (ай, я). Узнает песенки логоритмики.
Девочка с синдром Ретта. Контакт избирательный, понимание обращенной речи ограниченно (ситуативное), повторяет один и тот же звук. Навыками самообслуживания не владеет. Колебания настроения. Хватание нарушено, недостаточность мелкой моторики.  После года взаимодействий, девочка стала с радостью идти на контакт, узнавать песенки, выполнять некоторые движения под музыкальное сопровождение. Лепит из шарикового пластилина «лепешки», катает «колбаски».
Мальчик с ДЦП тяжелой степени. Сидит с опорой, не ходит, слабовидящий. Говорит отдельные звуки (мычание), понимание обращенной речи на бытовом уровне. Колебания настроения. Навыками самообслуживания не владеет. Через 3 месяца занятий, ребенок стал вытирать себе рот платочком (по напоминанию), стал более активным. Начал различать шар, куб, Узнает песенки, голос специалиста, улыбается ему.
Девочка с ДЦП. Не ходит, сидит с опорой. Навыков самообслуживания нет. Путает основные цвета, не различает основные геометрические формы. Не говорит, обращенную речь понимает ситуативно. После 9 месяцев работы ребенок начал различать основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый); геометрические фигуры: круг, квадрат, овал; понятия большой - маленький.    


С февраля 2013 года мы плодотворно работаем с Губернаторским благотворительным фондом по программе «Доктор ИППО». Благодаря фонду, наши дети имеют возможность бесплатно посещать занятия по иппотерапии, которые также дают хорошие результаты. Работа с лошадьми оказывает комплексное воздействие на организм ребенка, улучшает физическое состояние, нормализует деятельность нервной системы, укрепляет уверенность в своих силах. Благодаря наличию в нашем центре социального такси, мы имеем возможность оказывать содействие семьям в  доставке детей до места занятий.
После года работы по программе, можно говорить о том, при продолжительном сотрудничестве с семьей у детей наблюдается положительная динамика: они охотно идут на контакт со специалистом, стараются выполнять задания, простые инструкции педагогов. Родители следуют рекомендациям специалистов, продолжают занятия с детьми самостоятельно, повышается их активность.  Поэтому можно говорить о том, что программа домашнего визитирования показала себя как достаточно эффективная, была плотно внедрена в работу нашего отделения и имеет перспективы дальнейшего развития.

Специалист по социальной работе: Даниленко Н.С.
 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!