краевое государственное автономное учреждение

социального обслуживания

"Комплексный центр социального обслуживания населения

"Сосновоборский"

ГлавнаяПубликацииЯ молодой специалист, и это значит...


Я молодой специалист, и это значит...

20 февраля 2019
article850.jpg

 «Я молодой специалист, и это значит...»

 

Александрова Елена Александровна, педагог дополнительного образования муниципального автономного учреждения «Комплексный центр социального  обслуживания населения», г. Сосновоборск

 

«Молодость — это время для усвоения мудрости...»

Ж.Ж. Руссо

 

Быть молодым специалистом — это значит быть неопытным, неумелым. А так ли это? В данной формулировке два слова: молодой, но уже специалист. Как же всё это совместить в одном лице? Специалистом является человек, получивший подготовку и профессионально занимающийся тем или иным видом специального труда. А молодость — это ощущение жизни, период поиска себя, раскрытия своих способностей. Быть молодым — значит творить, рисковать, не бояться! Когда ты молод, ты чувствуешь эту энергию, это движение, готовность к новому, готовность к переменам. Ты существуешь и думаешь актуально, в духе времени. Пока ты молод, все дороги тебе открыты.

Молодой специалист с первозданным рвением берется за любую деятельность. Ему интересно все, любые начинания или проекты, ему еще не знакомо чувство профессионального выгорания, а выполняемая работа еще не превратилась в рутину, и приносит ему действительно огромное удовольствие.

Несмотря на свой семилетний опыт работы в социальной сфере, я все еще являюсь молодым специалистом. Для молодого специалиста  семь лет — это существенный срок, чтобы понять, что значит быть профессионалом в своей сфере деятельности и как именно молодость помогает в работе. А она действительно помогает! 

Я работаю педагогом дополнительного образования в отделении социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Организую и провожу занятия по художественно-творческому развитию детей. С уверенность могу сказать, что мой возраст только помогает мне в поиске профессионального подхода к каждому ребенку. Так, например, одна девочка, лет пяти-шести, поступившая к нам на курс реабилитации с порога посмотрела на меня пристально и сказала: «Ты похожа на нас, пойдем играть?» – «Пойдем!» — ответила я, и поняла, что взаимопонимание будет. 

Мне проще заинтересовать ребенка, так как мы находимся с ним словно на одной волне. Я слушаю такую же музыку, какую слушают они, знаю популярные фильмы, мультфильмы и игры, которые интересны современному поколению. На своих занятиях мы вместе с детьми рисуем, лепим, клеим. Не все дети, в силу своих возможностей, могут сразу включиться в работу. Одним скованность движений не позволяет удерживать в руках карандаши, другим очень трудно сосредоточится на выполнении задания. Поэтому я прекрасно понимаю, что правильная мотивация ребенка к занятию – это уже половина успеха. Я  начинаю свои занятия с того, что ребенку близко и знакомо. Допустим, прошу нарисовать любимого героя из мультфильма. С каким же невероятным восторгом ребенок приступает к работе. Ему хочется поделиться, рассказать, а главное показать того, кто ему так дорог. Все трудности выполнения задания, сразу же отходят на второй план. 

На сегодняшний день обычными красками и карандашами учащихся не удивишь. Появилось огромное количество новых технологий и материалов для использования в творческой деятельности. Это способствует высокому полету фантазии. Используя их, можно удержать внимание даже самого непослушного ребенка.  А если еще и наставник говорит с тобой на одном языке, это порой приводит к ошеломительным результатам.

Таким образом, отталкиваясь от интересов детей, я увлекаю их за собой и перевожу курс к поставленной мною задачи реабилитации. Вместе, в атмосфере доверия и понимания мы быстрее достигаем нашей общей цели в развитии ребенка.

Работа в социальной сфере удивительно интересная в своей сложности. Невероятную гордость испытываю от того, что помогаю детям. Многие знают такое известное высказывание Мохаммеда Али: «Чем больше мы помогаем другим, тем больше помогаем себе». Для меня эта фраза является ключом к пониманию специфики своей работы и мировосприятия в целом.

 К сожалению, общество еще не до конца толерантно к детям, имеющим инвалидность или особенности в развитии. Иногда бывает так, что ребенок или родитель сталкивается с непониманием или неприятием его в социуме. Очень важно в этот момент подарить возможность ребенку, прикоснувшись к искусству создания своими руками чего-то особенного, ощутить себя, таким как все, способным творить. Все проблемы и беды тогда перестают восприниматься им так остро. А как важно для  родителей, поверить в своего ребенка. Ведь увидев результат его труда, родитель сам обязательно воспрянет духом. Приятно наблюдать, как подготовленные мною ребята принимают участие в городских и краевых конкурсах рисунков, создают и презентуют пластилиновый мультфильм собственного производства, а также  выставляют свои работы на выставках на различных площадках города.

Кроме того, занятия прикладным творчеством способствуют коррекции нарушений в психофизическом развитии у детей. В процессе занятий у них развивается мелкая моторика, происходит улучшение координации и работы мыслительных процессов. Наблюдая динамику, пусть небольшую и пусть не сразу. Я понимаю, что все мои усилия и стремления не напрасны. Ребенок становится спокойнее или его руки ловчее, движения стали уже не такими резкими. Так, шаг за шагом, мы продвигаемся на пути его реабилитации. В такие моменты, я понимаю свою причастность к чему-то большему, чем простое обучение ребенка рисовать. 

Конечно, в работе есть свои сложности. У молодого специалиста они связаны преимущественно с нехваткой того самого опыта, практики работы с детьми. Несомненно, изучение теории является важной составляющей в становлении специалиста. Цитируемый мною выше французский философ Жан Жак Руссо в своем педагогическом трактате «Эмиль, или о воспитании» писал, что час работы научит больше, чем день объяснения. Поэтому, как бы мы не старались изучать множество литературы, впитывать важнейший опыт, переданный нам с книгами от великих мудрецов и педагогов. Пока не начнешь делать сам, не возьмешь ребенка за руку, не увидишь его улыбку, все твои знания так и останутся лишь поверхностными. Итак, с первыми капризами, с первыми проблемами ты набираешься этого пресловутого опыта, постепенно становясь компетентным сотрудником и настоящим профессионалом в своей деятельности. 

А пока, я хочу дать совет молодым специалистам, работающим с несовершеннолетними: прислушивайтесь к опыту других и дерзайте, открывайте новые грани своего потенциала и пользуйтесь тем, что у вас еще есть преимущество воспринимать этот мир рука об руку вместе с детьми. Может, именно мы, молодое поколение, станем гарантом инновации и реализации новых направлений в такой нелегкой, но удивительно благодарной отрасли, как социальная работа.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!